Translate

«Почта России» – главный герой разговоров онлайн-ритейлеров в курилке

Для любого интернет-магазина система доставки – ключевой момент ведения бизнеса. При этом российская доставка не нравится всем: отвратительное качество при вполне себе европейских ценах.

Почему так происходит? Реальной конкуренции на рынке нет. «Почта России» – главный герой разговоров онлайн-ритейлеров в курилке. Претензий к монополисту очень много, хотя некоторые вежливые люди и констатируют, что он становится все лучше и лучше: отправления доставляются уже не за 2–3 недели, а за 2–3 дня. Есть международные игроки вроде DHL, но их тарифы российский потребитель пока оплачивать не готов. Остается несколько частных компаний, которые предоставляют услуги по курьерской доставке. Однако лишь единицы из них можно отнести к настоящим профессионалам, которые строят свой бизнес, ориентируясь на 5–6 клиентов среди интернет-магазинов. Наконец, можно вырастить свою службу доставки. И она, несомненно, будет качественной – все-таки вы будете контролировать ее сами. Вот только позволить себе такое могут, увы, немногие. А те, кто может, увы, на сторону свои услуги не продает. Хотя спрос на них, несомненно, нашелся бы. Выбирать не из кого. А неудачный выбор партнера может дорого обойтись из-за рисков потери товара, выручки, срыва сроков, и, как следствие, потери клиента.

Рынок транспортных перевозок имеет свою специфику. Чтобы минимизировать стоимость, его участники идут на вынужденные, но непопулярные меры. Из-за дорогого лизинга покупаются машины подешевле и похуже. Надо контролировать водителей и курьеров, так как существует проблема воровства. Тащат все: товары, выручку, сливают бензин, накручивают километры. Тут так принято. Сервисное обслуживание транспорта просто аховое – к примеру, в Литве обслуживание авто обходится в 3–5 раз дешевле. И кадровый вопрос (как же без него): гастарбайтеры могут вообще без прав ездить, студенты уходят в запой не хуже какого-нибудь кладовщика. Размеры убытков, которые не очень хорошая логистическая компания может нанести интернет-магазину, точно посчитать невозможно. Заказчик может долгое время вообще не знать о том, что ему наносят ущерб, если его хорошо скрывать.

Себестоимость курьерской доставки в двух столицах – минимум 100–150 руб. за заказ. И это только курьеру при условии оплаты наличными. Если вы работаете по-белому, прибавляйте еще 50%. Не считая остальных расходов: на управление, материальные ресурсы. Охватить регионы нормально не получается. Например, если брать доставку в Сибирь, то там вообще вариантов фактически нет – можно выбирать только из плохого и очень плохого. При этом магазинов там не хватает, люди готовы заказывать по каталогам и делать 100% предоплату. Недавно мы с Александром Ивановым, президентом Национальной ассоциации дистанционной торговли, даже полушутливо обсуждали вариант организовать свою собственную доставку вертолетом из Новосибирска.

Неразвитый рынок курьерской доставки не дает нам в полной мере развернуться. Из-за этой проблемы онлайн-ритейлеры не торгуют в нормальных объемах одеждой. Потому как по-хорошему надо привозить несколько цветов и размеров. Но я себе не представляю курьера, который будет терпеливо ждать, пока вы все это примерите. Мы ограничены в приеме банковских карточек: в идеале курьер должен спросить у вас паспорт, а при покупке в кредит – взять анкету, отвезти ее в офис и вернуться. Правда, многие берут на себя риски и обходят эти правила.

Конечно, можно продавать дороже и раскошеливаться на более высокий сервис. Но несложно представить, как к этому отнесется конечный покупатель. Тем более, мы и так вынуждены вступать в ценовую конкуренцию с «серыми» игроками. Остается принимать все таким, как есть. А также тщательно выбирать партнеров и по максимуму их контролировать.

Комментариев нет:

Отправить комментарий